Сентябрьские розы. Андре Моруа

Моруа в мои планы, честно признаться, не входил. Как-то «Письма незнакомке» не слишком впечатлили. Потому что постоянно хотелось закатывать глаза и бурчать: «Да что Вы говорите? Неужели?» Такой Капитан Очевидность, знаете ли. Так что вторую книгу Моруа я увидела случайно в подборке и читать решила исключительно благодаря обложке 🙂 И вот тут Моруа произвел на меня гораздо более благоприятное впечатление, несмотря на то, что оценка книгам выставлена одинаковая. Ее было приятно читать, ничего не вызывало отторжения, недоумения, нежелания. Как-то все получилось очень изящно, легко, спокойно, несмотря на, в общем-то, не слишком простую тему. Какого-то озарения на меня не снизошло, душевных потрясений тоже не случилось, но было хорошо и душевно.

Первой прочитанной мною книгой Моруа были его знаменитые «Письма незнакомке», от которой я осталась в полном восторге. К этому роману хочется возвращаться вновь и вновь, он затрагивал темы, которые действительно цепляли за душу, книгу можно разобрать на поучительные цитаты. И вот благодаря игре «Персона Грата» я смогла продолжить свое знакомство с замечательным французским автором и выбрала книгу, которая уже давно привлекала мое внимание не только своей обложкой, но и интригующей аннотацией. Но, если честно, в итоге книга меня разочаровала, и едва ли мне когда-нибудь захочется к ней вернуться. Я немного другого ожидала от романа. За прекрасной оболочкой оказалась достаточно скучная и совсем не увлекательная история, которая с первых же страниц заставила скучать, но написанная прекрасным, колоритным языком. В романе рассказана история стареющего знаменитого писателя Гийома Фонтена, которого уже ничего в этой жизни не радует, хотя ему не на что жаловаться, так его жена Полина постаралась сделать его жизнь максимально комфортной. Но, несмотря на все это внешнее благополучие, писателю не хватает страстных чувств, яркого приключения, сердце жаждет любви, но считает, что все яркие краски жизни давно позади и он пребывает в ожидании унылой старости. И вот однажды судьба предоставляет ему шанс изменить свою жизнь: выбрать семью или же любовное приключение, которое скрасит его, возможно, последние дни. Роман получился очень жизненным, думаю, многие сталкивалась с этой же ситуацией, что и главные герои романа, когда быт гасит все эмоции и любовь уходит на второй план, а потом вовсе заменяется дружбой, взаимопониманием. Трудно рассуждать на эту тему, понять поступки главных героев тому, кто далек от семейной жизни, и поэтому легко осуждать героев или утверждать, что ты так никогда не поступишь. Но в данной ситуации, на мой взгляд, виноват каждый участник данной драмы. Жена главного героя – Полина Фонтен, властная дама, чья жизнь расписана по минутам, которая контролирует своего мужа, и благодаря ей Фонтен стал знаменитым писателем, любимцем всей Франции. Всю свою жизнь Полина посвятила себя карьере своего мужа, и поэтому уже не представляет свою жизнь, скорее не без мужа, а без этой деятельной обстановки. Но вот самого главного, что нужно ее мужу, она дать не может, а именно ласки, любви, заботы. Полина Фонтен предстает перед читателями сухой, чопорной женщиной, которая не знает что такое любовь, для нее это скорее пустой звук. Но мне она показалась сильной и даже хитрой женщиной, которая знает, чего хочет, и добивается этого любыми путями. Вот только методы того, как привязать к себе мужа, она выбрала достаточно странные и где-то даже глупые. Хотя Полина та еще актриса. Но на ее месте я не стала бы цепляться за такого мужа, каким был Гийом Фонтен. Я бы не стала терпеть все эти интрижки, разговоры окружающих, все эти жалобные взгляды и т.п. Но опять же, трудно обо всем этом судить, пока не попадешь в аналогичную ситуацию. Честно, я не понимала, что все эти женщины находили в Гийоме Фонтене. Вечно ноющий, не способный принять какие-то важные решения мужчина, всю книгу он находиться в дилемме. Он жаждет вдоволь нагуляться, но и при этом, чтобы жена была рядом, так как он не сможет жить ни по какому другому распорядку, кроме как к тому, к которому он привык за эти двадцать пять лет. Но так же он хочет, чтобы и любовницы его были ему верны. Не жирно ли будет? А после всего имеет право говорить, как он страдает и жертвует всем, не понимая, почему жена так холодна к нему, ведь он столько усилий прилагает, чтобы все наладить. Да, я понимаю он хотел романтики, и так как не получал ее от жены, стал искать ее на стороне. Я против измены, уж лучше развестись, чем жить в вечном обмане. Но, не смотря на все, не вызвал главный герой симпатии или же жалости. Тем, кто любит, когда сюжет полон стремительных событий, думаю, роман придётся не по душе. Сюжет очень прост, и весь уклон в романе сделан на описании чувств. Так же отсутствует интрига, так как почти сразу понятно, какой путь выберет главный герой. Но порадовала одна из последних сцен с Полиной, думаю, не каждый сможет так поступить, с одной стороны это было сильно и вызывает восхищение, хотя некоторые моменты во всей этой ситуации я не могла понять. Финал многим показался непредсказуемым, но именно такой исход событий я и предполагала. Роман заставляет о многом задуматься и посмотреть на обратную сторону брака, где не всегда любовь длиться вечно. Брак очень трудная работа, и нужно уметь принимать друг друга такими, какие они есть, и суметь пережить кризис в отношениях. Поучительная история получилась у Андре Моруа, так же роман очень атмосферный, так как в каждой строчке чувствуется не только дух Франции, но и Латинской Америки. Несмотря на прекрасный язык и довольно-таки актуальную тематику, которая оставляет после себя много размышлений о браке, не могу сказать, что книга тронула душу, и читалось довольно-таки сложно, да и само повествование показалось безэмоциональным. Но, все равно, продолжу и дальше свое знакомство с Моруа, на очереди «Фиалки по средам».