Снеговик. Ю Несбё

Странно, конечно, начинать знакомство с автором с 7-ой книги в серии, но сама бы я до него еще не скоро добралась, а в Клубе литературы разных стран на январь выбрали именно «Снеговика», поэтому я решила — лучше уж 7-й роман прямо сейчас, чем 1-ый неизвестно когда. Вот теперь думаю, возможно, не очень это было удачное решение, п.ч. в тексте полно отсылок к событиям, происходящим в предыдущих 6 произведениях, так что читать их теперь вроде бы уже смысла нет, подробностей конечно никаких, но главную линию я уловила. Сам роман в целом напомнил мне книги Гранже — общим настроением, сумрачным и нерадостным, и еще тем, что сыщики тут, как и преступники, да и вообще по большому счету все люди, поголовно с мозгами набекрень. Полное ощущение, что каждый человек постоянно ходит по тонюсенькому лезвию бритвы, отделяющему его поступки от тех, что лежат за гранью добра и зла, и только каким-то неведомым чудом за эту грань не сваливается. Собственно, об этом автор прямо нам говорит в финале романа устами одного из второстепенных персонажей. И причем у полицейских, расследующих убийства и исчезновения людей, эта грань еще тоньше, чем у всего остального мира. Главный герой, Харри Холе, из тех, кто точно постоянно гуляет по границе — душа его исполнена боли, персональных преследующих демонов — полный комплект, в личной жизни раздрай и неразбериха, и, как будто всего этого мало, он еще и алкоголик, ведущий борьбу с этим недугом с переменным успехом, и не проигрывающий ее постоянно опять же каким-то чудом. Тем не менее, лично на меня он произвел впечатление человека очень симпатичного и очень, очень хорошего. Больше скажу, мне показалось, что из всех персонажей романа он — самый нормальный, как на странно это звучит, учитывая все, что я уже выше изложила. Но это именно так, и это хорошо иллюстрирует, насколько все остальные персонажи в книге повернуты в той или иной степени. Не могу оценить детективную интригу, насколько она изощрена и есть ли у читателя возможность самому установить личность преступника, в этот раз я с такой точки зрения не смотрела, просто читала о развитии событий, не пытаясь самостоятельно делать выводы. Но скажу, что трижды подкинутые автором ложные Снеговики меня ни на минуту не обманули — и не потому, что я вдруг обзавелась интуицией и т.п., а все просто до банальности — читаешь, что преступник найден, потом смотришь, что непрочитанного текста пока еще больше, чем прочитанного, и думаешь — а больше половины романа будет о том, как выясняли причины, почему он это делал? Да ну нафиг, не верю, не оно. И конечно в результате оказываешься права. В принципе, использованный один-два раза, такой прием выглядит достаточно интригующе, но на третий раз думаешь «да ну нафиг» уже на автомате, и тот факт, что и сейчас ты не ошибся , уже даже не вызывает особого интереса. В финале, как мне кажется, подкинута завязка для следующего романа, и вот, если он выйдет, его я читать точно буду, п.ч. Несбё, как и Гранже, обладает каким-то затягивающим и гипнотизирующим действием, вроде пишет о вещах, от которых хочется держаться как можно дальше, а оторваться невозможно, и даже следующую порцию получить хочется. В общем и целом — мне скорее понравилось. Особенно из-за того, что в конце автор дает читателю малую толику любви и надежды — маньяк свихнулся на том факте, кто женщины, бывает, изменяют, со всеми вытекающими из этого последствиями, но зато совсем другой человек всей своей шкурой понял, что близость и любовь не определяются исключительно биологическим родством, что сын, которого ты растил и воспитывал — он твой ребенок, чудо, за которое надо благодарить, даже если твоих генов в нем нет, мы люди, в конце концов, а не животные, не может биология в этом главную роль играть.

Печальная статистика: исследование шведских социологов показало, что около 15–20 процентов детей рождены не от того, кого считают своим отцом. Герои Несбё далеки от образца: женщины лживы и похотливы, а мужчины беспринципны или же просто тюти-матюти, которые не в состоянии удержать рядом собственную жену. Плюс алкоголизм, неврозы, неудовлетворённость и одиночество. Возможно, виной тому суровый климат и короткий световой год. Убийца крут: своим снеговикам он приделывает головы жертв-женщин, а на полицию плевать хотел. С лыжного трамплина. Но вот тут-то за дело берётся норвежский Холмс, без скрипки, но с бутылкой. Чтение любопытное, хоть и слегка депрессивное. Личность убийцы становится понятна практически сразу, но при этом всё ещё интересно, зачем это он и как его поймают. Надо сказать, Несбё меня обвёл вокруг пальца, когда вдруг рассказал о семейной жизни тюленей. Я уж вообразила себе очень логичную, невероятную, но вполне стройную концепцию: убийца- тюлень! То есть, бивней у него, конечно, нет, но действует он как тюлень — убивает самок, чтобы не дать им принести детёнышей от других самцов — тем самым, освободив пространство для собственного потомства. И что же — версия автора оказалась куда проще и скучнее. Автор ещё и разжевал все мотивы в кашицу и по ложечке (вместе с рыбьим жиром психозов) аккуратно и последовательно скормил читателям. Хотя с фантазией там всё отлично, некоторые сцены противно живописны, а сама книга со всеми её подкрадывающимися в снегу тенями, топорами и снеговиками прекрасно подойдёт для экранизации.

Если снеговики ассоциируются у вас только с Новым годом, мандаринами, Дедом морозом и детскими зимними забавами, и неизменно вызывают улыбки и приятные ностальгические чувства, то, наверное, вам не стоит читать роман Ю Несбё. Потому что по прочтении книги каждый снеговик, стоящий во дворе перед домом, будет наполнять душу леденящим страхом. Но если вы все же готовы рискнуть и взяться за «Снеговика», то вас ждет качественный нуар-триллер в духе, скажем, «Черной орхидеи» Джеймса Элроя , но с северным скандинавским колоритом. Сюжет динамичный и держит в напряжении, главный герой-детектив в лучших традициях нуара не лишен недостатков, но все же обаятелен и человечен, маньяк, как ему и положено, умён, хитер и жесток, очень неплохо раскрыта психология и жертв и участников расследования. Читателям даются подсказки, позволяющие самым проницательным догадаться, кто преступник, однако это не так просто, Несбё хорошо умеет сбивать со следа и переключать внимание. Но даже если читатель и догадывается, КТО маньяк, то скучно все равно не будет, ведь интересно же ПОЧЕМУ он маньяк и КАК его поймают. Для меня несколько часов пролетели незаметно: я успела и здорово испугаться, и попереживать за героев, и поломать голову над загадками поведения маньяка, и посочувствовать жертвам – в общем, почувствовать все возможные эмоции от захватывающего триллера.