Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса. Роман Пихлер

Когда я впервые увидел эту книгу, то насторожился: на фоне скромного упоминания автора огромными буквами написано модное нынче слово scrum. Обычно это тревожный сигнал. Но, заглянув в содержание, я увидел просто манну небесную! Планирование концепции продукта, работа с бэклогом продукта, планирование релиза, совместная работа на совещаниях по спринту — да ведь это настоящий рецепт счастья! Какого же было мое разочарование, когда правдивой оказалась обложка, а не содержание. По сути вся книга — эта поверхностная выжимка из теории более именитых авторов, таких как Майк Кон и Кент Бек. Без практических примеров и с полным отсутствием каких-либо подтверждений кроме отсылок к авторитетам. Сам Пихлер позиционирует книгу, как пособие «не для новичков». Но и серьезным материалом для профессионалов она не является. Остается вопрос: для кого она вообще? И это сложный вопрос! Возможно она будет полезна тем, кто только познакомился со скрамом. Либо для участников «scrum-команд«, которым нет необходимости досконально разбираться в менеджерской работе, но надо понимать ее в общих чертах. Ну а тем, кто хочет разрабатывать ПО с использованием scrum на профессиональном уровне, я посоветую читать Майка Кона, а не Романа Пихлера.

Эта книга не поможет узнать, что такое scrum и agile, и не подойдёт тем, кто плохо представляет себе, что это и для чего это. Здесь нет основ, нет подробного разбора событий и ценностей scrum, поэтому для того, чтобы книга оказалась полезной, необходимо обладать базовыми знаниями, а в идеале — ещё и опытом работы по scrum. Содержание книги точь-в-точь соответствует названию и аннотации — в ней говорится о том, как управлять продуктом в scrum. Даются общие рекомендации и целостное понимание управления продуктом с учётом особенностей agile, а также приводятся конкретные примеры из практики известных компаний в качестве подкрепления теории. Выстроено повествование очень логично: начинается с определения роли владельца продукта, затем рассматривается видение и планирование продукта, работа над ним по scrum и общие рекомендации. Итак, кому будет полезна эта книга? 1. Владельцам продукта или тем, кто только собирается им стать. Очень внятно и подробно рассказываются особенности роли product owner’а, важность этой роли и принципиальные отличия от менеджера или руководителя проекта. Кроме этого, автор настойчиво пытается донести, какими качествами должен обладать хороший product owner, в чём его основная миссия, как он должен вести себя с командой, каких ошибок должен остерегаться. Начинающим владельцам продукта посвящен целый раздел, в котором приведены начальные рекомендации — с чего начинать и как начинать развиваться в этой области. 2. Менеджерам, руководящим переходом на scrum. Часто в организациях, где только начинает происходить внедрение scrum, руководство не осознаёт важность роли product owner’а, а сами новоиспечённые владельцы продукта не до конца понимают, в чём заключается их роль. Решить эти проблемы предстоит именно менеджерам, и данная книга может стать хорошим помощником — поможет понять, на какие рычаги можно надавить и какими способами продемонстрировать то или иное изменение; поможет повысить мотивацию владельцев продукта. 3. Scrum-командам, которые стоят на пороге нового продукта. Много в книге именно о том, как, собственно, придумать, продумать и запустить продукт так, чтобы он «взлетел» и оказался успешным и востребованным, удовлетворял всем требованиям и не затух. Достаточно полезной информации о том, каким должно быть видение продукта, как это видение перенести в планирование, а затем и в реализацию; как не потерять гибкость, чем можно жертвовать, а чем жертвовать нельзя ни в коем случае. 4. Команде разработчиков и scrum-мастеру. Они хоть и являются частью scrum-команды, но обладают более узкой направленностью, вследствие чего более ограниченно смотрят на управление продуктом. Эта книга — просто отличное средство для того, чтобы увеличить угол обзора и увидеть всю картину целиком, получить более полное представление обо всех сторонах управления и развития продукта. Уделяется внимание также различным нюансам гибкой разработки, даются практические советы и рекомендации. Вкупе всё это может оказаться крайне полезным и найти отражение в положительных изменениях хода работы. Как и все подобные книги, эта не обошлась без недостатков. Лично для меня он один и совершенно незначительный, но не упомянуть его не могу, — это повторы. На протяжении всей книгой красной нитью идут одни и те же важные утверждения и посылы, и из раздела в раздел они повторяются. Это, правда, легко оправдывается тем, что книгу можно начинать читать с какого угодно места — открыл интересующий раздел и прочёл, всё важное и необходимое для понимания там будет. Ещё периодически ловила себя на том, что «это знаю, это очевидно, это понятно…» Но в итоге все эти знакомые-очевидные мысли всё равно выстраивались и занимали своё место в общей картине, которая от этого только выигрывала. В заключение скажу, что книга прекрасно сделана, её действительно приятно читать: плотная белая бумага, комфортный для зрения шрифт, ляссе. И содержание, и форма пришлись по душе. Рекомендую всем заинтересованным.