Обмен разумов. Шекли Роберт

Шекли — мастер иронии и черного юмора. Он так искрометно высмеивает пороки и недостатки человеческой сущности, что просто диву даешься. А другие планеты, иные миры и фантастические создания служат, скорее, фоном и декорациями. И немного моих записок на манжетах по прочитанному. «Обмен разумов»: говорила же тебе мама: «Не доверяй самое ценное никому!» Потому что пока вернешь обратно, ум за разум зайти может, и тогда сам черт ногу сломит. «Десятая жертва»: если женщина серьезно хочет взамуж, ты будешь ее жертвой, как не крутись. «Ордер на убийство»: кто к нам с мечом придет, тот щитом получит так, что аж пятки засверкают. «Вымогатель»: жизнерадостный и энергичный врунишка-оптимист всегда найдет себе место под любым солнцем. «Доктор Вампир и его мохнатые друзья»: ох ты же мой пушистенький, ох ты же мой страшненький, ох ты же мое неудавшееся биологическое оружие против человечества в его же благо. «Поднимается ветер»: бойся праздников, приносящих ветер… «Премия за риск»: Хлеба и зрелищ! И если хлеб пресный, то хотя бы зрелища пусть будут кровавыми. «Мой двойник — робот»: делу время, потехе час, или что занадто — то не здраво. «Чем питается грифон?»: чтение это похвально, но все же попробуйте в перерывах заняться своей личной жизнью. «Мат»: «Лошадью ходи, век воли не видать!. . Ходи лошадью. Лошадью ходи, дурак! » «Чудовища»: «…в обязанности мужчин входило не только ограничение женской популяции, но и изучение новых явлений». А эти чудовища не имеют никакого представления о нравственности! «Поднадзорный»: если уж пастух может стать королем, то сборщик сфинкс-клапанов и подавно. «Носитель инфекции»: пси, парапси… диагноз все равно один. «Заяц»: «Марс! Госпо-ди-и!» «Форма»: «всякая форма, принятая не по служебной необходимости, есть происки самого Бесформия». Свобода выбора формы — лучшее оружие против оккупантов. «Заповедная зона»: топ-топ, топает малыш… гляди, чтобы не раздавил тебя, как надоевшую игрушку. «На берегу спокойных вод»: «на берегу этой тихой реки» потерянные надежды, нереализованные мечты, дружба и звезды… «Бесконечный вестерн»: хорошо смеется тот, кто последним стреляет, но вестерн то бесконечен… «Вечность»: когда впереди вечность, побег с помощью яиц и химикалий кажется удачной шуткой. «Охота»: встретились как-то раз на охоте бойскаут и «черный» археолог… «Земля, воздух, огонь и вода»: огонь — это жизнь, а жизнь — это борьба. «Похмелье»: «Ну, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы. Кто хочет *поголосовать*?» «Вторжение на рассвете»: одна голова хорошо, а три — лучше, а еще лучше в одном теле. (ilinsk.ru)

Какая же у Шекли прекрасная бурная фантазия! В одном маленьком рассказе уместились и вполне убедительная на первый взгляд модель утопии (на второй в ней, наверное, найдутся бреши, но можно ли требовать большего от рассказа на пару страниц?), и описание яркой флоры и фауны другого мира, и очень интригующий сюжет – герой очнулся после веселой гулянки где-то посреди джунглей, он не помнит, как туда попал и что было накануне. Конечно, постепенно мы все это выясним. Добротный фантастический рассказ. (internet.su)

Не могу сказать, что рассказ очень мне понравился, но он по-своему забавный. Как никак это же Шекли — классика жанра! И такая ненавязчивая шпилька в адрес жанровых штампов (согласно которым герой должен был проявить себя с лучшей стороны, открыть в себе навыки выживания и остаться в итоге на Венере). Правда, историями о том, как человек получил все и сразу и ему стало больше нечего хотеть, нас уже не напугаешь. Мы-то знаем, что этого не будет никогда, наши антиутопии совершенно о другом… (grazuma.ru)

Роберт Шекли относится к разряду той самой олд-скульной фантастики, от которой у меня сладкое ностальгическое чувство детства с ободранными коленками. Как здорово было взять после брата свежедобытый новый томик гуру фантастики и пропасть на несколько часов… Чем в этой плеяде выделялся Роберт Шекли? Мастерством рассказа. Он — один из немногоих фантастов, которые в совершенстве владели непростым умением зацепить читателя первой парой строк, сразу окунуть в мир своей фантазии, развить там какой-нибудь небанальный, а подчас и весьма оригинальный сюжетец и — коронный прием Шекли — тиснуть в финал, казалось бы, крошечного рассказа — какую-нибудь социальную, моральную или культурологическую проблемку. Однако, в нашей действительности изощренного и перенасыщенного информационного поля история о путешествии по снегам Венеры в скафандре, с периодическим его снятием… ээээ.. Ну в общем если вы не фанат олд-скульной фантастики, то для вас его рассказы могут показаться устаревшими. Да они такие и есть.

Совсем небольшой рассказ о притворстве и тайнах. О том, что окружающие нас люди предпочитают видеть нас такими как им удобно, а не теми, кем мы являемся на самом деле. И даже если кто-то заподозрит в нас таинственную и опасную личность, то сделает это на свой вкус, опираясь на интересную ему теорию. И как далеки от правды бываем мы сами, когда судим человека по первому впечатлению или рабочей вежливой маске, обращенной к нам. В тихом омуте черти водятся. Но страшнее всего не то, что люди видят нас по-своему, а то, что их легенды действуют на нас, выгибают кривую нашей жизни под неожиданным и неудобным нам углом. Так, как это удобно им. И приходится соответствовать. И уже непонятно, где твоя легенда, которая создана для отвода глаз, а где твоя реальная жизнь. Все смешалось в доме Облонских. ИТОГО: Небольшой рассказ о лжи, которая становится правдой и правдой, которая обращается вымыслом.