Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. Уилл Гомперц

Если учитывать, что в искусстве, тем более, непонятном, я не очень-то разбираюсь, для меня эта книга была большим ожиданием какого-то инсайта (озарения). В принципе, ближе к концу книги и пошла именно та информация, которой я очень ждала. Мерлин Монро Уорхолла, например, или концептуальное искусство, минимализм… Хотелось именно чего-то непонятного, когда в непонятных линиях что-то, оказывается, выходит понятное. Когда смотришь на пролитые краски, а оказывается, что это — целый рассказ, целая история. И да, поразилась той женщине, которая, будучи «художником» и произведением искусства в одном лице, сидела по семь часов, да не один день, а довольно долгое количество дней! При этом даже не ходя в туалет. Имхо, лучше бы куклу нарядили под нее… И восхищаюсь, и жалко. С другой стороны, есть же исторические теперь примеры, когда художники за разные части тела прибивают себя к полу / мостовой… Вообще начало книги показалось дико огромной актуальностью, статьей, научной работой-рассуждением… И поэтому первая половина книги «прочиталась» у меня довольно быстро, даже рекордно быстро. Напоминало биографию становления искусств — от одного вида к другому. Годы, некоторые фамилии, но… Думала, что будет все немного подробнее в смысле толкования картин. Например «в правом углу точка означает …, а птичка смотрит налево, что означает… и т.д.» Но ладно, что есть то есть. Зато считаю себя дико окультурившейся, наверно 🙂 Тем более за такие деньги 🙂 (resurs18.ru)

Редкий и удивительный бриллиант- эта книга. И высшая оценка не вполне передаёт. Только список способен вместить бездну моего восторга)) 1. Великолепный язык, прекрасный перевод (вообще издание- отличное). 2. Умный, наблюдательный, остроумный и современный автор. 3. Идеальная внятность, связность, логичность рассуждений, с полным пониманием того, что нужно объяснить по-настоящему сложные, неоднозначные, да ещё и не особенно отдаленные во времени явления. Ни высокомерия, ни заигрывания с читателем. И низведения до уровня тотальной популярности тоже нет, хотя это именно популярная книга. Популяризаторская. 4. Ответы на все любимые вопросы- и как писуар может быть вехой и почему- нет, ты не нарисуешь пресловутого чёрного квадрата и далее по списку. 5. Автор берет тебя за руку и ведет спокойно и методично с середины 19 века по недавний год, объясняя- что это, почему это важно, почему это трудно понять и как не надо бояться. И ты перестаешь бояться, потому что ему определенно всё понятно и- чудо!- становится понятно и тебе. 6. Всё это мне совсем не чужое, но только эта книга, наконец, помогла в главном- выделить самые ключевые, поворотные и водораздельные моменты. Маст рид вне всяких сомнений. (culture34.ru)

«Так интересно, что ни черта не понятно». Именно с такими мыслями я бродила по залам лондонской галереи «Тейт Модерн» несколько лет назад. Мне повезло, что именно это место стало моим первым серьезным знакомством с современным искусством, но очень жаль, у меня тогда не было при себе книги Гомперца. Автор книги «Непонятное искусство. ОТ Моне от Бэнкси» — это журналист и редактор отдела искусств BBC, а еще в течение многих лет он работал директором по медиатехнологиям в галерее Тейт, которая когда-то произвела на меня такое впечатление. Если у искусства и может быть популяризатор, то кто, как не Уилл Гомперц может справится с этой задачей, человек, который, по сути, семь лет переводил язык искусства на человеческий для СМИ и продолжает этим заниматься сейчас? Что он делает в своей книге? Он делает искусство доступным для всех. Можно спорить, конечно, нужно ли это вообще, но давно пора признать, что период «элитарного высокого и массового низкого искусства» уже давно прошел. За несколько дней читатель пройдет путь от «ничего не понимаю, но интересуюсь» до более или менее внятного представления об искусстве конца 19 и 20 века. Конечно, тут нет подробного рассказа абсолютно обо всех художниках, архитекторах и скульпторах, внимание уделяется лишь тем, которые являлись пионерами своего течения и так или иначе повлияли на искусство, которое мы можем видеть сейчас. Рассказывая о культурном процессе, «Непонятное искусство» помогает объединить обрывочные знания в единую систему или же создать прочный каркас, на который можно впоследствии нанизывать все новую и новую информацию. Прочитав ее, вы сможете отличать не то что Моне от Мане, но и аналитический кубизм от синтетического, понимать, что такое «орфизм», «фовизм» и прочие «измы», слышать музыку в абстракциях Кандинского, узнать, что общего у уорхолской Мерилин и Оскара Уайльда, а также почему «Фонтан» Дюшана (тот самый писсуар) так важен для современного искусства. Несомненным плюсом является то, что книгу спокойно может взять в руки и неподготовленный читатель (ну, в крайнем случае читатель, обладающий весьма стандартным набором знаний). Автор довольно просто ведет свою мысль, объясняя по-настоящему сложные вещи. Иногда проскальзывает и личное отношение к тем или иным объектам, однако это выглядит довольно органично и даже помогает выстраивать диалог с читателем. Единственный минус, который я нашла, — малое количество репродукций, так что нужно быть готовым к тому, что придется прибегать к помощи такого средства познания, как гугл 🙂 Подводя итог, хочу сказать, что для искусствоведа книга может показаться неполной и, возможно, субъективной, однако ее цель — это, прежде всего, заинтересовать. А после предполагается, что человек сам начинает изучать то, что ему наиболее из этого приглянулось. (agipe.ru)

Средняя оценка (4.9) и множество восторженных рецензий стали решающим доводом в пользу приобретения этой книги. Что же, не могу сказать, что работа Уилла Гомперца меня разочаровала, однако и в экстаз совершенно точно не привела. Крепкая четверка. Авторы здешних рецензий обещали «богатый образный язык и прекрасный юмор». Ни того, ни другого я не обнаружил. Конечно, нельзя сказать, что язык Гомперца плох, но и чем-то потрясающим он тоже точно не является. На обложке нам обещают, что после прочтения у нас сложится четкая картина истории современного искусства, мы будем понимать смысл самых одиозных произведений современности и разберёмся, почему нам самим не под силу нарисовать «Черный квадрат». Это все тоже оказалось ложью. Гомперц пишет бегло и чересчур лаконично, логической цепочки не получается, четких выводов почти никогда нет. Титаны вроде Йозефа Бойса получают по одной страничке — что уж говорить про остальных! В общем, автор взял на себя непосильную задачу, с которой, на мой взгляд, справился не на все сто. Еще раз повторюсь, что книгу ни в коем случае нельзя назвать плохой. Особенно если вы плохо разбираетесь в живописи. Но если у вас в наличии имеются более или менее пристойные знания по современному искусству, книга Гомперца вам мало что даст.