Метро 2033: Путевые знаки. Владимир Березин

Не подскажите, как пройти в Метро? В погоне за деньгами/счастьем Дмитрий Глуховский показал, как надо писать хорошую, увлекательную фантастику, «Метро 2033» стала, без преувеличений, культовый книгой. Тут же Глуховский показал нам, как не стоит писать фантастику, «Метро 2034» оказалось провалом года. Из Глуховского вышел бы отличный учитель, но он решил пойти по пути бизнесмена. Поняв, что его «метро» пользуется бешеной популярностью, Глуховский решил создать «вселенную» на базе своих книг, но так как времени на написание такого количества книг у него просто нет, то он привлёк в свой проект множество отечественных писателей (опытных и новичков) и при помощи издательства «АСТ» Глуховский всё-таки запустил свой новый грандиозный проект «Вселенная МЕТРО 2033». Планы просто наполеоновские. Что из этого выйдет, мы узнаем только в будущем (как оказалось, ничего хорошего — прим. авт. спустя 7 лет). А сейчас же речь пойдёт о первой книге серии — «Путевые знаки». Who is Березин? Владимиру Березину было доверено открывать серию. «А кто это?» — спросите вы. Глуховский утверждает, что он один из самых интересных современных российских фантастов. Фантастики в его библиографии я не обнаружил (может не заметил конечно, но вряд ли). Это уже минус. В биографии Березина говорится, что он критик. Очень надеюсь, что он откритикует своё произведение и сделает правильные выводы. Обычно как бывает, выпускается какой-то фильм, игра, книга по какой-либо лицензии и критики часто говорят, ничего особенного, но фанатам пойдет. В случае с «Путевыми знаками» все наоборот. Фанатам книг Глуховского лучше это не читать, а вот людям не знакомым с творчеством упомянутого мной уже тысячу раз Глуховского может книга и понравится. Найти отца, потерять метро Начнём с сюжета. Его нет. Главный герой (Саша) вроде пытается найти отца, а вроде и не пытается. В начале книги ещё закручивается какая-то интрига, но быстро исчезает. В принципе, вы можете начать читать произведение с любой главы и всё сразу поймёте. Абсолютно не цепляет, конфликта в книге нет, а конфликт это основополагающая часть сюжета. Санёк, как зомби, сгонял в Питер и обратно, и всё. Зато присутствует сумасшествие в огромных количествах. Такое ощущение складывается, что в некоторые моменты написания книги Березин уходил покурить, а на его место садился Пикассо и описывал всё то, что у него творится в голове, но об этом мы поговорим позже. Собственно, книга-то по вселенной «Метро 2033», а метро тут и не «пахнет». Нового о станциях мы ничего почти не узнаем, об описании питерского метро лучше вообще не вспоминать. Метро здесь нет. Зато есть S.T.A.L.K.E.R. Оно вам надо? Как легко заметить я не написал про сюжет ничего вразумительного. И это, к сожаления, не моя вина. Абсолютно никакая история. МЕТРО 1953 Сюжет не удался, так может стиль написания не подкачал? Да, он не подкачал. Но, к сожалению, серия ориентирована на молодежь, а (да простит меня Ленин) не на пережитки советского общества. Книга написана неплохо, но от неё прямо веет коммунизмом, я принадлежу (как и большинство читателей серии) уже к постсоветскому поколению, и читать книгу от которой «пахнет» красной империей мне тяжело. Всё-таки надо ориентироваться на основную массу читателей. Также очень слабы диалоги, главный герой вообще говорит только по праздникам, да и то максимум одно предложение. Свиньи атакуют Может каким-то чудом книгу вытащит оригинальность? Нет, не вытащит. Оригинальность «Путевых знаков» граничит с сумасшествием. Чего стоят только свиньи пытающиеся захватить мир и обладающие коллективным разумом. Ладно, если это шутка, но ведь всё это подаётся автором абсолютно серьёзно! Сразу видна неопытность автора в написании фантастики. Псевдоповар, собаки Павлова, Разноцветный Питер, Бог Сталин, буддисты, шатающиеся по городу (даже эльфы есть) — этому всему не место в серьёзном мире Глуховского. По оригинальности Знаки далеко ушли от «Метро 2033», так далеко, что вообще не похожи на книги Глуховского. Причём даже антуражем. Ну не «Метро» это! Метро, ау! В «Метро 2033» была потрясающая атмосфера, читаешь и чувствуешь, как погружаешься в самобытный мир постядерного метро. В «Путевых знаках» атмосферы нет. Все ощущение одиночества человечества улетучилось. По поверхности туда-сюда шастают бандиты, буддисты, поселок эльфов вот даже есть. По логике Земля на поверхности почти мертва, а тут жизнь так и хлещет, Автор, поиграйте в FallOut! Вот это постапакалипсис, может не оригинально, но зато без буддистов. В «Метро» на поверхность. выходили только опытные сталкеры и отчаявшиеся люди, а у Березина в Питере (в самом городе) люди уже живут. Чувства безысходности нет, слишком аляповатый мир. Я люблю курей! Проработка персонажей тоже стремится к нулю. Главный герой туп как пробка, почти не говорит, всё время хочет над всем поржать, мир познаёт только по книжкам. Получилась бездушная кукла. Остальные герои однотипны. Как будто стадо клонов. Изъясняются все одинаково, мысли примерно одинаковые. Без колоритных героев мир скушен и пуст. Итог Говорят, первый блин комом. Так это и не блин даже. Если остальные книги серии будут такими же, то Глуховский утонет в море тухлых помидоров. Ни чем не примечательная книга, выпадающая из мира «Метро 2033». (kkmport.ru)

После того, как я наконец дочитала целиком дилогию про свое обожаемое метро, решила попробовать и межавторский проект, тем более что интересно, что там еще творится да и книги эти есть в профессиональной озвучке. Так вот, озвучили действительно шикарно – с музыкой, звуковыми эффектами. Не сказать, чтобы это богатство было всегда к месту и в меру, но не буду и отрицать, что благодаря этому вполне могла накинуть лишнюю звездочку. Многие говорят, что чудовищно разочарованы. Ну не знаю, я смотрю на такие проекты как на опубликованные фанфики и не жду от них чего-то особенного. Даже проблесков таланта. Так что мне вполне понравилось: история про понравившийся мир есть, за сюжетом следить более-менее интересно – жить можно. Идет здесь речь про одного мужика, который попал в московское метро еще ребенком и, судя по всему, так и не повзрослел толком. По ходу сюжета он путешествует в Питер, потом обратно. Что творится в других городах, особенно в метро этих других городов – интересовало читателей с самого начала. Автор этой книги не ставит целью всё-всё описать и рассказать, тем более, что про Питер еще будут книги, так что перед нами просто общая картина, что творится в том метро и вообще на поверхности. Что еще можно выделить из плюсов? Атмосфера запугивания всякими историями, легендами и страшилками иногда доводится до неприличного максимума, Глуховский такого себе не позволял, но я не имею ничего против. Вообще здесь жанр склоняется к ужасам – очень уж много всяких тварей и мутантов. И непонятной фигни. И очень повеселило поселение толкиенистов среди российских лесов. Что показалось не очень? Для начала упомяну уже неоднократно называемые неразгаданные загадки. Можно, конечно, надеяться, что в других книгах цикла всё это будет описано и разжевано, но я не поручусь, что одни авторы будут разжевывать за других. Пытаться строить свои догадки здесь, увы, бесполезно – слишком много неизвестных. Еще очень шокирует, что экспедиция вот так просто вылезла на поверхность и долгое время путешествует по ней. И люди разные спокойно живут, никто не ловит дозу, до каменного века не скатились. Какого черта тогда, спрашивается, все остальные в метро-то окопались? Непонятно. Ну, и манера изъясняться у героя. Если он попал под землю в десять лет, живет в метро двадцать лет, то почему он разговаривает, оперируя реалиями обычного мира? Ладно, он книжный червь, нашел библиотеку где-то, читал. Но никакая начитанность не сможет изменить мышление, если со всеми этими реалиями не сталкиваться ежедневно. В общем, не знаю, малость раздражало. В остальном же вполне норм, самое то, чтоб разгрузить мозги. Слушаем дальше. (kolomna-spr.ru)

После прочтения этой книги сразу хочется зайти в Интернет, чтобы выяснить, кто этот Владимир Березин, по заверениям на обложке «Путевых знаков», «один из самых интересных современных фантастов». Не без удивления читаю, что г-н Березин — не только писатель, но и критик, эссеист, лауреат различных премий, а еще математик и экономист… У нового его романа «Путевые знаки» громадный по нынешним меркам тираж в 70 тысяч экземпляров, но у меня сложилось впечатление, что только благодаря раскрученному бренду «Метро 2033». Нет, начало было вполне обнадеживающим. Автор не стал слепо копировать книги Дмитрия Глуховского, аннотация обещала читателю путешествие в питерское метро — уже интересно. Петербург сам по себе город мистический, а уж в декорациях постапокалипсиса… Однако от главы к главе разочарование было все больше. Чем хороша дилогия Глуховского, мир которой пытается развивать Березин? По-моему, самое удачное там — атмосфера и неповторимый мир после Катастрофы. Каждая станция московской подземки, разрушенный Новый Арбат или отравленная Москва-река описаны так, что чувствуешь себя рядом с героями. Опасности и мощнейшая радиация повсюду. И что важно — недосказанность. О жизни за пределами мегаполиса герои только догадываются. Герои же Владимира Березина преспокойно ночуют на поверхности, купаются в реках, рассекают на велосипедах и поездах. Автор пытается развивать мысль о том, что рано или поздно жизнь вернется на поверхность и как-то надо будет обустраиваться в новом мире, но слишком уж далеко он уходит от мира, описанного Глуховским, не предложив взамен ни острого сюжета (действие движется вяло), ни ярких персонажей. Практически все герои «Знаков» изъясняются одинаково — независимо от возраста, профессии и национальности — очень правильным литературным языком, иногда по-театральному большими монологами. Монстры и мутанты время от времени появляются, но какие-то совсем не интересные. Скажем, так называемый питерский Кондуктор — бледная копия Дементоров из книг о Гарри Поттере. А когда герои по пути из Питера в Москву забредают в дом одноглазого людоеда (привет Гомеру и циклопу Полифему из поэмы «Одиссея» — соответствующий эпизод пересказан Березиным один в один), за автора как-то совсем неудобно. Как говорила чеховская героиня: «Они хотят свою образованность показать…» (liteskateboards.ru)