Зов Ктулху. Говард Филлипс Лавкрафт

В поисках Ктулху или РЕН-ТВ отдыхает. Не понравилась мне книга. Ктулху тут как токового почти нет. Я ждал монстра, а получил Дэйви Джонса. Да и манера повествования не понравилась. Двоюродный дедушка погибает при странных обстоятельствах и главный герой, пытаясь докопаться до истины идёт по следам последних трудов своего учёного родственника. Отдельные моменты, как ритуалы дикарей очень даже приглянулись. Но в остальном это больше похоже на отчёт о проделанной работе или доклад. Тяжело читалась повесть. Не впечатлило. (vologda-portal.ru)

Лавкрафт в своих текстах всячески фантазирует на тему неизведанного. Не того неизведанного, которое теоретически предполагается или есть, но пока не изучено или не доказано (например, идея Бога или далёкого космос), а такого, о котором даже никто не думает, что оно вообще может существовать. Он представляет принципиально новую ситуацию, не конструирует из кубиков имеющегося мира и культуры, а создаёт абсолютно новое, где фигура Ктулху это всего лишь наглядная визуализация самой идеи непостижимого как такового. Мотив пришельцев или потусторонних сил — это не совсем то, что нам демонстрирует Лавкрафт. Повесть «Зов Ктулху» это скорее символическое обличие идеи существования неизведанного зла, зла для человеков, но не по своей природе, т.к. это зло было до того, как появился человек и его понятия, так что никакое это вообще не зло, так-то! Ктулху за пределами добра и зла, он вне любых человеческих категорий. Даже его размеры и место обитания противоречат законам нашего мира, выбиваются за его рамки; его облик и существование сводят людей с ума, человек не способен пережить соприкосновение с ним и остаться в здравом уме. Каким бы злодеем он не казался, он — не злодей, он просто есть, и есть он вне понятных нам категорий: его никак не измерить нашим аршином. Злом он является только для человеков, сам же по себе он просто есть и был до того, как появились мы и наивные идеи о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Это даже не вариант антропоморфизированного бога, который имеет человеческие черты или также как и люди апеллируют понятиями хорошо-плохо, говорит на нашем языке, это не Бог Авраама, который говорит как и куда. Идея Ктулху это именно реализация идеи того, что что-то есть, находящееся за нашим способом понимания и когда мы с этим столкнёмся, то не будет действовать ни наша логика, ни наши знания и у нас скорее всего даже не получиться с этим поговорить. Нас не заметят. Тут происходит переворачивание привычной картины отношения людей и запредельных сил: это не Ктулху вторгается на нашу территорию, а мы оказываемся незваными гостями с тысячелетней историей в мире миллиарда лет. Человеческая культуры это внезапный прыщик на теле вселенной, который на два дня появляется и требует к себе уважения, видит себя хозяином тела, так сказать, венцом творения. Лавкрафт ставит под сомнение саму идею человеческой расы как чего-то такого уникального и важного. Люди — пылинка в космосе и их исчезновения абсолютно не заметит ни одна из миллиардов галактик. А если и заметит, то очень недолго будут об этом помнить и несильно скорбеть. В отличии от большинства других фантастических сюжетов, где людям грозит уничтожение, человек представляется хозяином ситуации и вторжение происходит на его территорию. Злые вторженцы пришли и хотят уничтожить человеков. У Лавкрафта же идея примерно в том, что это человек есть вторженец, — что человек прыщик, а не тело. Внезапно выскочивший прыщик, который придумал всякие хорошо и плохо, всякую мораль и веру, и пытается это применить к телу, навязать этому телу свои законы, которые ему чужды и не имеют для него никакого смысла. Называет это тело плохим, но кто на самом деле тут плох? Кто гость, а кто хозяин? Тело было до прыщика, тут всё ясно, это вам не загадка про курицу и яйцо. «Зов Ктулху» — трагедия беспомощности, обречённости, бессилия против чего-либо выходящего за наши рамки. Мы беспомощны и когда придёт Ктулху, который вне нашей природы и нашего понимания, мы ничего не сможем сделать и просто протянем ножки. Нас, как прыщик, выдавят и нас больше не будет, и только небольшая ранка ещё будет портить вид кожи пару дней. (aladdin-rd.ru)

В мире ещё столько неисследованных мест — это и тропические леса, и леса тайги, и глубины океанов, и горы, и пустыни, и территории, покрытые льдом. Некоторые уголки нашей планеты сложно изучить из-за плохих условий, некоторые из-за обитающих там опасных животных и растений, а некоторые из-за проживающих там людей, не желающих пускать на свою территорию чужаков. А что если в каком-то из этих неизведанных мест обитают существа, которых даже сложно себе представить, что если они более опасны для нас, чем самые страшные хищники? Герои данного романа отправляются в исследовательскую экспедицию в Антарктиду, где находят окаменевшие остатки живых существ и встречают необычных созданий, странных и пугающих, способных на убийство. Находят целый город, на стенах которого можно прочитать историю его жителей. Роман сложно назвать по-настоящему страшным, нет в нём чего-то такого, что может действительно испугать, но почему-то, когда я читала о том, что чувствовал главный герой, мне тоже становилось немного жутко. Может быть потому что действие описывалось от первого лица и мне казалось, будто человек, побывавший в Антарктике, описывает реальную историю, произошедшую с ним, а может автор сумел так точно передать его чувства или может быть чтец своим голосом сумел передать ту атмосферу (слушала аудиокнигу в исполнении Петра Коршунова), а может по какой другой причине. Хоть я и не люблю ничего, связанного с внеземными цивилизациями, мне показалось, что в данной книге они выглядят вполне органично и были для меня не столь отталкивающими, как в других произведениях. Книга маленькая, читается легко и быстро, вот только описания выглядят слишком затянутыми. Начало и конец книги очень затягивают, так и хочется поскорее узнать, что же там будет дальше, но вот в середине, когда описывались Старцы и город, мне было немного скучно, подробностей было слишком много и они мало запомнились. В романе часто встречаются слова «Ктулху» и «Некрономикон», отчего у меня сложилось впечатление, что эта книга принадлежит целой серии и является не первой из них, ведь эти слова мне мало о чём говорят, так как я почти незнакома с миром Лавкрафта. Из-за этого появилось неприятное ощущение, что автор что-то недоговаривает, словно он говорит о чём-то, что знают все кроме меня. Тем не менее, после этого мне ещё больше захотелось прочитать другие произведения Говарда Лавкрафта, чтобы до конца узнать о всех мифических существах и полностью ознакомиться с миром автора. (libertarium.ru)