Молох. Александр Куприн

Возможно потому, что слово «молох» схоже по звучанию со словом «молоть», я с детства трактовал «молох» как старинное название мельницы, что-то связанное с жерновами и т.п. И лишь читая эту повесть, усомнился в этом кусочке своей картины мира, полез в словари и выяснил, что Молох – библейское божество, пожирающее своих детей. Ну, тут уж вспомнился и «Сатурн, пожирающий своих детей» Гойи, и Греческий Хронос, занимающийся подобным, отнюдь не богоугодным, делом. Самое удивительное, что название «молох» в понятии «мельница» подходит повести даже больше. Ибо эта повесть – повесть о перемалывании. Повесть о перемалывании судеб. Перемалывании судьбы своей собственной (Андрей Ильич), перемалывании судеб других людей (Квашнин). И самая главная мельница, перемалывающая миллионы судеб – промышленная революция, и, как законный и полномочный ее представитель, ее часть – завод, на котором трудится Андрей Ильич Бобров. Задачи, которые, как мне кажется, ставил Куприн перед собой, когда брался за эту повесть – поистине грандиозны. И, по-моему, тянут на целый роман. И, мне думается, с задачами своими автор справился не вполне. Возможно, такое впечатление создается от того, что Куприн повесть неоднократно переписывал – и по своим личным соображениям, и по требованиям цензуры. И, конечно, мне абсолютно не известно – какой из экземпляров попал мне в ридер – то ли тот, который больше всего нравился автору, то ли тот, который, скрепя сердце и брызгая пером, одобрил императорский цензор. А еще я почувствовал какую-то неуверенность автора в определении своих симпатий и антипатий. С одной стороны – Куприн восхищается мощью научно-технического прогресса, с любованием и восторгом описывает прелесть и красоту строящегося промышленного гиганта, с другой стороны понимает, что рабочие и их семьи – жалкие, нещадно эксплуатируемые, безжалостно выкидываемые при поломке, детальки. С одной стороны – Андрей Ильич Бобров – умелый инженер, тонко чувствующий интеллигент с нежной и трепетной душой, с другой – пытающийся завязать морфинист и психопат, ненавидящий свою работу. Нина – с одной стороны – чуть ли не нежнейший персонаж, напоминающий Наташу Ростову, с другой стороны… (не буду раскрывать интригу не читавшим). Даже Квашниным, эдаким новым русским рубежа 19 – 20 веков, вроде бы резко отрицательным персонажем, порой замечаешь, что автор немного и любуется. И еще одна мысль сверлила меня – русский капитализм за эти годы ни хрена не изменился. И читая повесть можно легко разглядеть в ней отблески дня нынешнего. Словно век нынешний смотрит в зеркало века прошлого… (savok.name)

Язык Куприна — это то, ради чего я не успокоюсь, пока не прочитаю все его книги, даже если буду не очень согласна с содержимым, как это случилось, например, с «Ямой» или «Гранатовым браслетом». Это нечто такое совершенно удивительное, затягивающее и заставляющее с невероятным восхищением погружаться в книгу. «Молох» несколько отличается от обычных произведение классика тем, что главное происходит здесь не в гостиных (хотя и в них тоже) и не в армии, а на огромном металлургическом заводе. Главный герой, инженер Бобров, очень характерен для Куприна — это тонкокожий чувствительный человек, попавший в пошлую нездоровую атмосферу. Пошлостью окутано общество (семья Зиненок — это отдельный восторг, как метко удалось Куприну передать его «натужную восторженность и деланный смех»), нездоровостью — мучительная жизнь и каторжный труд рабочих на этом заводе. Бобров влюблен, но раздираем противоречиями. Очаровательная Ниночка Зиненко притягивает его к себе своей свежестью, юностью и красотой, поэтому инженер, жаждущий простой и ясной женской любви и понимания, приписывает ей какие-то несуществующие качества и старательно пытается не замечать ту самую неестественность и пошлость, которой пропитана вся жизнь в обществе небольшого поселка. И вроде бы Нина проявляет симпатию и кто бы знает, как оно сложилось, если бы в один день на завод не приехал главный его акционер, миллионер Квашнин (и глядя на суету, охватившую все и вся, сразу вспоминается точно такой же приезд набоба из «Горного гнезда» Мамина-Сибиряка). Конечно, конец трагичный. И книги в книгу Куприн ясно дает понять, что только человека сдержанного, способного равнодушно относиться к пошлости и спокойно принимать царящие нравы, умеющего не стыдиться за других, ждет ясная жизнь и душевное равновесие. Ну а моя копилка пополняется очередным прекрасным произведением любимого классика. (smotra.ru)

Еще одна замечательная повесть Александра Куприна «Молох». Не перестаю удивляться замечательному таланту этого писателя, язык всех произведений чудесный, читая, получаешь необыкновенное удовольствие! В этой небольшой повести писатель с большой точностью описал жизнь огромного завода, помог писателю в этом несомненно богатый жизненный опыт. После службы в армии Куприн десять лет путешествовал по России, берясь за всевозможную подсобную работу. Так во время этого путешествия писатель побывал на Донбассе, а конкретно на донецком Юзовском заводе. Именно под впечатлением о пребывании на этом заводе появляется повесть «Молох». В центре повествования мы видим инженера Боброва, который не удовлетворен своей работой, не видит пользу от производимого им труда, к тому же ему невыносимо наблюдать за тяжелой жизнью рабочих. Личная жизнь его тоже не складывается: девушка, в которую он был влюблен, предпочитает продаться невероятно богатому владельцу завода Квашнину. В этой повести писатель затрагивает довольно новую тему для своего времени, тему технического прогресса и его влияния на жизнь человека. Бобров хоть и является представителем прогрессивной профессии инженером, не принимает технический прогресс и предпочел всему бы тихую семейную жизнь в сельской глубинке. Заканчивается все трагично, не выдержав мучивших его душевных терзаний, Бобров оказывается неспособным на решительные поступки, и все свои страдания решает притупить морфием, избавиться от власти которого он скорее всего уже не сможет… (ulrgo.ru)