Моя гениальная подруга. Элена Ферранте

Впервые я услышала об имени этой современной итальянской писательницы в тот момент, когда получила эту книгу в подарок на Новый год. Обложка, а точнее имя автора на ней напомнило мне романы из серии про Бриджит Джонс и иже с ними. И решила отложить книгу до того момента, когда нужно будет чем-то разгрузить мозг. Но не тут-то было, начитавшись огромного количества положительных отзывов и вспомнив, что давно хотела почитать что-нибудь у итальянских авторов я взялась за неё. В результате, этот роман оказался далеко не пустышкой, он только загрузил мне голову и теперь я очень сильно жду продолжения, ведь это была только первая из четырёх книг «Неаполитанского квартета». С первых страниц мы знакомимся с двумя маленькими девочками — Лилой и Лену и постепенно узнаем историю их дружбы. Повествование ведётся от лица Лену, которая будучи уже пожилой женщиной начинает писать историю-воспоминание, начиная с самого раннего детства, с их знакомства. В истории очень много героев и поначалу я часто путалась, но меня спасал список персонажей, приведённый в начале книги и невероятное мастерство автора — не только главные героини, но и большинство второстепенных персонажей получились у Элены Ферранте потрясающе живыми и объёмными. Дружбу этих девочек сложно назвать идеальной. Лену постоянно тянулась за подругой, она не хотела ей ни в чем уступать. Но это не было соперничеством, так как Лила была безоговорочно первой и Лену лишь стремилась к ней. Тем не менее ей сложно было представить свою жизнь без Лилы, ей казалось, что она во всем старается ради неё, что она ее стимул, ее идеал. Лену очень старается преуспеть в учебе, что ей удаётся не без огромного труда, что очень сильно мотивирует, кстати говоря. С течением повествования девочки растут и в романе затронуто множество типичных подростковых проблем: взаимоотношения с мальчиками, с родителями, мысли о собственной уродливости, зависть и многое другое. Также хочется отметить потрясающе прописанные быт, жители, нравы бедного района Неаполя, вражда и неприязнь между бедняками и богачами, желание бедных пробиться в люди, заработать. Книга причиталась на одном дыхании и теперь мне придётся коротать деньки до выхода продолжения..

Читать о детстве и взрослении двух девочек из Неаполя 50-х оказалось неожиданно интересно. Роман написан очень простым языком, да и захватывающим сюжетом тоже не может похвастаться, но подкупает своей прямотой и искренностью, открытым и чистым голосом рассказчицы. Дневник девочки от 6 до 16, от простого к сложному: сперва пропавшая кукла и мальчишки, бросающие камни, потом сложные школьные задания и строгие учителя, а потом уже подступают настоящие проблемы — нищета и беззащитность в мире, где правят сильные, где ты сама себе не хозяйка. Подруги пытаются выкарабкаться, спастись из этого мира, полного насилия и страха, и у каждой это вроде бы по-своему получается, постепенно, шаг за шагом, но вот получится ли в итоге? Или это везение скоро закончится? Чем взрослее становишься, тем больше опасностей таится в окружающем мире, тем больше подводных течений ощущаются кожей. И к финалу обстановка становится настолько напряженной, что совершенно невозможно не схватиться за следующую часть.

Завидное чувство Элены Греко. Я жертва. Жертва рекламы. Судя по отзывам, рецензиям, хвалебной аннотации — я ожидала чего-то гениального, во что погрузишься с головой и почти утонешь, а потому всплывёшь, отфыркиваясь и отдуваясь, и скажешь: «Ничоси!». На деле это просто история. Местами интересная, местами не очень. История о взрослении двух подруг, о быте бедного итальянского квартала середины прошлого века, о его не всегда пристойных нравах. И, конечно, зависть одной девочки к другой идёт пунктиром через весь роман. Ведь одной всё даётся вроде бы легко и просто, по крайней мере, с виду, а другой приходится приложить немало усилий и к учёбе, и ко внешности, и к отношениям. Несомненно, я прочту и продолжения, как появятся, но я давно не была так разочарована.

Кажется, эта книга не так давно появилась в подборках то ли на Lookatme, то ли на Wonderzine, и все дружно побежали ее читать. Ну вот и я решила побежать со всеми остальными. По-моему, семейный роман, где действие разворачивается в Италии — уже заявка на успех, главное подкрепить идею хорошим исполнением, но Ферранте с задачей успешно справилась. Не знаю, есть ли в книге автобиографические нотки, но жизнеописание взросления двух подруг, которые живут в бедном районе Неаполя, читается на одном дыхании. Семейные скелеты в шкафах и «кто против кого дружит», школа и одноклассники, драки, первые влюбленности. Безмятежное детство сменяется неуклюжей подростковостью, но в какой-то момент в прошлом остаются угловатые коленки, взамен им приходит понимание своей женственности и власти над мужчинами. Меняются декорации и проявления дружбы, Лену и Лила становятся старше, но остаются вместе, пусть это может быть и не очевидно для окружающих. И совсем хорошие новости напоследок — впереди меня ждет еще три книги, а тут как раз и отпуск подоспел, можно не ломать голову по поводу выбора. Вердикт: отличное начало саги, буду читать дальше.