Отклонение от нормы. Джон Уиндем

Жаль, что у нас эту книгу издали таким небольшим тиражом. «Куколки», «Хризалиды», «Отклонение от нормы» многим бы стоило прочесть, особенно нетерпимым людям. Джон Уиндэм нарисовал картину мира, в котором все нормальны. Просто потому, что так кто-то решил. Причем это распространяется не только на людей, но и на животный и растительный мир. Фермеры выкашивают урожаи потому, что пришел инспектор и посчитал, что эти помидоры не соответствуют. Определенную эволюцию, если сравнивать с сегодняшним социумом, проследить все же можно — овощи-фрукты-мясо официально были бы признаны ненормальными и отправились бы на стол к…кому-нибудь ))) Впрочем, кто поручится, что там не происходило того же самого? Если в семье рождается ребенок с каким-либо отклонением, семья обязана заявить о нем местным властям и забыть, что вообще что-то случилось. Если женщина родила одного такого ребенка, её могут побить кнутом. Если еще двоих — муж имеет право продать её в рабство. Потому, что дети с отклонениями (а отклонения здесь совсем не то, что в сегодняшнем мире) это дьявольские отродья и мутанты, коих надо уничтожать. Что-то мне это напоминает. А ведь книга была написана в 1955 году… Главный герой, Дэвид, внешне ничем не отличается от других и вполне соответствует норме. Если бы не одно маленькое «но» — его телепатический дар. Отец Дэвида — религиозный фанатик, если ему станет известно об особенности сына, он его уничтожит. За несоответствие норме. Потому, что так надо. Финал книги оставляет огромные простор для размышлений. Лично мне показалось, что герои из одного пекла попали в другое, из которого уже не выберутся. Казалось бы — они нашли тех, кто их понимает и для кого они не мутанты. Но… кто для них люди их того общества, откуда пришел Дэвид и остальные? «Примитивные люди», «дикари». Они не считают их равными и с легкостью убивают, считая, что те и так обречены. Не ради выживания, не в порядке самообороны. Но и не из жестокости. Они просто считают, что так лучше, чем, по сути, не отличаются от «дикарей», готовых убивать новорожденных детей за любое отличие.

Еще в подростковом возрасте я прочитала «День триффидов» и «Поиски наугад» Джона Уиндема. Недавно — «Мидвичвичские кукушки«. И вот теперь — «Отклонение от нормы». Каждая книга это шедевр в своем жанре, и все они очень разные. Поразительно, как одному автору удалось создать столь непохожие произведения. Но каждое, по-своему, интересно. Уиндем пишет очень правдоподобно, иногда даже буднично, избегая надрыва и излишнего драматизма. А также не перегружая свои романы кучей «суперфантастических примочек», чем часто грешат современные авторы. Поэтому-то и получается, что даже, когда он пишет о постапокалиптическом мире, как в «Отклонении от нормы» ему ВЕРИШЬ, как будто это происходит если не на соседней улице, то уж точно где-нибудь на ферме в Канзасе. И, кстати, не удивлюсь, если что-то подобное там есть. Конечно, не в таких масштабах и не так жестоко, но есть. Да и мы, цивилизованные люди, часто живущие в крупных городах, образованные и начитанные, как бы мы, к примеру отнеслись к этому маленькому человеку?
А? Только честно? Ну вот…. Да, я бы тоже испугалась бы, даже картинку только на радикале оставлю, а с нетбука сотру… Конечно, мы не стерилизуем людей с отклонениями и не высылаем их подальше в джунгли, мы не будем охотиться на маленькую девочку с шестью пальчиками на ногах, не будем преследовать людей только потому, что они умеют читать мысли… Надеюсь, что не будем. Но также мы (говоря «мы» я подразумеваю российское общество в целом, хочется верить, что я и многие отдельные личности гораздо гуманнее) «заботимся» об инвалидах, то есть людях с отклонениями от нормы, только на словах. Поверьте, прожить на пенсию (даже с московскими надбавками) нереально, устроиться на работу — тоже. Все деньги истрачены на социальную рекламу о том, что «люди так не делятся». Делятся, еще как! Да, мы не фанатики, мы не носим показные кресты на одежде, не сжигаем урожаи, не уничтожаем все, что хоть как-то отличается от стандарта. Но гуманнее ли мы? Боюсь, что нет. В диком мире романа Уиндема отчетливо виден и наш мир. Вот только есть ли где-то тот дивный город, который Дэвид видел в своих снах?

В середине двадцатого века было написано много антиутопий. «Холодная» война пугала и вдохновляла лучших писателей. Джон Уиндем – один из них. На английском название его лучшей книги звучит гораздо красивее – «The Chrysalids» – Хризалинды (тоже бывшие гусеницы, только золотые). Но по-моему «Куколки» всё равно точнее, чем «Христолюди» (представляется секта безфантазийных узколобиков) и говорит о романе больше, чем сухое «Отклонение от нормы» например. Если не вдаваться в энтомологические подробности, то куколка – это просто переходное состояние между гусеницей и бабочкой. Печально то, что человечество даже близко не подобралось к тому, чтобы измениться. Будущее. Ядерная война случилась много столетий назад. На Земле осталось горстка «чистых» людей, «прежних» животных и не модифицированных овощей. Остальное – собственно отклонения. «Нормальные» люди знают, как отличить человека от мутанта. Каждый уверен, что все уродства – от дьявола. Как арийцы, «богобоязненное» общество борется за чистоту породы. У них есть памятка, оставленная каким-то великим древним. Там четкие определения того, как должен выглядеть настоящий помидор, цыплёнок и ребенок. Если ты – неправильный помидор, то тебя просто сожгут или растопчут. А вот если ты неправильный человекообразный детеныш (у тебя шестой палец или два пупка), с тобой поступят «милосерднее»: стерилизуют и выгонят в непроходимые заросли. Дальше живи (или умри), как знаешь. Всё бы сложилось хорошо, если бы инструкция касалась не только внешних мутаций. Но в последнее время в «правильном строю» начали появляться дети, которые могут передавать друг другу мысли на расстоянии. При рождении этого не определишь, а чистому, но ограниченному человечишке такое понять невозможно. А если понять нельзя, значит это тоже всё от дьявола. Потому что если ты туп тебе приятнее жить среди таких же тупых, без всяких там выскочек. Эта книга без срока годности. Её интересно читать, а еще интересней думать, как Уиндем. Потому что люди – по-прежнему заносчивые гусеницы. Хотя по Дарвину мы вроде как должны эволюционировать… 😉