Ночной Дозор. Сергей Лукьяненко

Для меня эта книга стала неожиданностью. Я ее избегала долго (фильм тоже не смотрела)… 1. Слог автора с первых строк понравился (для меня «почерк» повествования очень важен!). 2. Сюжет засасывает так же с первого же абзаца. Интриги предостаточно. 3. Жизненная позиция автора, как он (будучи за кулисами))))) относится ко всему происходящему в нашем мире, стране и т.д., мне очень близка и симпатична. 4. Динамика — она есть, «воды» совсем не обнаружила. И да, первая часть понравилась больше остальных! Она ярче, интереснее. Но! Продолжение (остальные книги Дозора) читать пока точно не буду. Вампиры — это вообще не моя тематика)))) Надо отдохнуть. Хотя есть огромное желание расширить горизонты — почитать что-то совершенно иное у Лукьяненко.

Я все еще не знаю, что лучше — писать отзыв после каждый прочитанной книги или после всей серии. Потому что, конечно, с одной стороны серия объясняет то, что ты не понял в первой, но после серии начинают стираться те детали, за которые ты отличил бы ту или иную книгу. Я точно могу сказать, что «Ночной дозор» был интуитивно проще и не столь нагружен какими-то лишними маленькими смыслами, как последующие. И я точно знаю, что «Ночной» из всех «Дозоров» для меня останется уникальным. Конечно, любая книга, которая заставит меня поверить в то, что в привычной мне России может быть иной мир, придуманный не хуже какого-нибудь Хогвартса, меня затянет. Мне интересно, точно так же, как было интересно читать в какой-то степени «Метро 2033», ведь это прежде всего представление того, что нам до боли известно, со иной стороны. Точно так же когда-то меня очаровал Емец. Он, конечно, взял ту же идею, что рассказывается со всех сторон в «Дозорах», но пошел по иному пути. И все же есть что-то неуловимо одинаковое, пусть я не сразу начала замечать эти детали. Конечно, книга, в которой главный герой не является марти сью (я всех круче, я все могу, я всех порву, я жил в гетто, а потом я стал королем), тоже может удивлять. И это единственная книга, в которой Городецкий более ли менее кажется мне свободным. Несмотря на то, что он слабее, несмотря на то, что он прокалывался, когда все вокруг были такими умными, он был уникальным. Очень жаль, что буквально со следующей книги в серии это начало незаметно стираться — и вскоре Городецкого сделали таким же сильным (хотя в этом же была уникальность первой, постойте!), но совершенно балбесом, которым правят уже откровенно все, кому не лень. Из-за этого многие персонажи пытаются вылезти на первый план, а образ того, из-за кого Дозоры изменились, внезапно исчез. Полагаю, я не ошибусь, если скажу, что после первой книги у меня было четкое ощущение того, в какой Дозор бы меня определили. На какой-то момент я даже вернулась в детство и представила, как раньше бывало, что я в этой книге, в том же Дозоре. Это бесценное умение книги захватить, затащить. И это при том, что я не перестаю возмущаться каждой страницей: может быть, размышления и идеи, которые там высказываются, стоят того, чтобы их написать, но я не верю в использование первого лица для рассказа. Тогда появляется риск слившегося автора и персонажа, а ведь персонаж — не автор, и это отлично чувствуется в книгах. Я не перестаю возмущаться тому, что я ни на минуту не поверила в судьбоносную любовь Светланы и Антона. У меня было ощущение, что Городецкого толкнули и сказали, введя в гипноз: «Ты влюблен». А он ходит до конца книги с видом: «Я влюблен?». Мне кажется, Дозоры не должны были настолько переплетаться с темой любви, особенно если она просто есть фактом без развития, без какой-то динамичности, а как галочка в личном досье. Несмотря на множественные «но», которые возникают в процессе чтения книги, да и вообще любой книги Лукьяненко, в которых очень сильна эта часть с выражением личного мнения, его все равно интересно читать. Ведь порой он попадает с нужной иронией в какую-то очень важную деталь, иногда делает это с юмором, но тем не менее держит марку в развитии сюжета. Первая книга не лишена атмосферы, особенной, которую не нужно видеть в фильме, она есть в тексте. Обычно я не считаю, что первая часть всегда априори остальных. Но в каком-то смысле «Ночной Дозор» на голову превосходит все остальные. Мне лишь жаль, что я не написала сразу обо всем моем впечатлении от нее, ибо последующие части заметно стерли все хорошее, что было в деталях.

Мою любовь к вселенной Дозоров легко описать следующей фразой: пока все мои друзья ждут письма из Хогвартса, я тихо жду того мага, который скажет мне, что я — неинициированный Иной. Жаль только, что не могу даже предположить, на какой стороне оказалась бы. Перечитывать данный цикл было страшно, ведь я хорошо знаю сюжет, внезапных поворотов уже не будет, вдруг заскучаю. К счастью, боялась я зря: погружение с головой состоялось, а локти опять искусаны. «Ночной дозор» открывает прекрасный цикл городского фэнтези. Прекрасно продуманная вселенная Иных в рамках нашей обычной жизни, а в данной книге конкретно в Москве. После перечитывания поняла, что ужасно люблю истории, действие которых происходит на знакомых улицах. На момент первого чтения я Москву видела только из окна автобуса, когда ехала в какой-нибудь аэропорт. Сейчас же улицы, станции метро и даже конкретные здания для меня не просто знакомо звучат, я там была, я понимаю, о чем речь, мне уже гораздо проще погрузиться в книгу. И оказалось, что я чертовски скучала по героям. Мне нравится еще такой неказистый Антон, который больше программист, чем маг. Мне нравится Юлечка, 13-летняя собразительная девочка, мне интересно следить за развитием Светланы, за ведьмой Алисой, да я даже по Сумраку скучала, мамочки… И я снова переживала за отношения Антона и Светланы. Как вообще люди могут любить, зная о том, что им скоро придется расстаться, что они не могут быть вместе? И люблю Дозоры за важные вопросы. Вот вроде и фэнтези, а тема Добра и Зла не такая, как обычно в сказках, глубже, серьезней, невольно задумываешься. А еще мне нравятся объяснения всяких непонятных вещей вроде черных полос в жизни. Знаете, я перестала проклинать людей даже сгоряча, я перестала мысленно и вслух желать зла даже тем, кто в автобусе в 7 утра танцует на моих ногах. А еще Лукьяненко заставляет думать о том, что люди разучились улыбаться. Обычные, простые люди, а не только дозорные, которые воюют, которым не до мелких радостей.