Рыцари с Черешневой улицы, или Замок девушки в белом. Константин Кирицэ

Я уже пытался как-то читать эту книгу, но начав, бросил. На этот раз дочитал до конца.
Оказывается, это вторая книга целого цикла произведений «Чирешары»:
1. Рыцари черешневого цветка,
2. Замок девушки в белом,
3. Колесо счастья,
4. Снежные крылья,
5. В добрый путь, чирешары.
Автор цикла — румынский писатель Константин Кирицэ. Не знаю, почему в СССР издали лишь вторую книгу цикла, может она единственная из всех интересная? В самом тексте ничего социалистического нет, да и иноземного там не сильно много.
Действие книги происходит в Румынии, где девушка в белом платье по имени Лаура сталкивается с чирешарами, известной в своём городе группой школьников. Судя по их заносчивому поведению, после событий, описанных в первой книге, чирешары заразились звёздной болезнью. Ещё они любят прихвастнуть своими знаниями географии, да и любыми другими тоже. Но когда дело касается реальных действий, всё это тут же уходит на второй план.
Лауру похищают, и она становится пленницей в замке, в существование которого мало кто верит. Через чабана девушке удаётся отправить чирешарам письмо с просьбой о помощи. Но те долго не осознают всей опасности положения Лауры… Тем не менее чирешары начинают поиск замка, про который написала девушка в белом. В ходе поиска им приходится исследовать древние развалины, ломать головы над зашифрованными старинными документами, избегать опасных ловушек и пытаться понять, как всё это связано с таинственной Лаурой. Финал в книге очень неожиданный, наивный и светлый, буквально переворачивающий всё с ног на голову.
Книга производит неоднозначное впечатление. С одной стороны интересный сюжет — настоящий интеллектуальный историко-приключенческий детектив, с другой — небольшой пафос в начале книги и некоторая общая затянутость произведения периодически порождает желание прекратить чтение. Но новое событие тут же это желание пресекает. Так что любителям подобных книг рекомендую присмотреться. Только вот купить её нельзя, последний раз произведение издавали более четверти века назад.

Совершенно пропущенный мною жанр: приключения. В детстве я то ли не читала (да здравствует здоровая деревенская жизнь в огороде!), то ли не любила этот его: не раскушала ни Майн Рида, ни Вальтера Скотта, ни Дюма. Так с тех по и повелось — подобных книг и в дальнейшем старалась избегать. позже, окунувшись в окололитературное общение, я поняла, что мимо меня прошел огромнейший и богатейший пласт детской и подростковой литературы. При случае я его восполняю, но не усердствую — очень уж мало юношеских книг могут порадовать взрослого человека.
Сразу стоит оговориться, что эта книга — вторая книга цикла, и написанная, очевидно, после сумасшедшей популярности первой книги. Автор уверен, что каждый школьник, читающий это произведение, уже знает главных героев — «чирешат«, восхищается и боготворит их, мечтает вступить в их ряды. Этот момент немного разочаровывает в чтение — безусловно, я бы предпочла знакомиться с циклом с первой книги. Впрочем, сами приключения первой и этой, второй книги, никак не связаны, поэтому мой нудёж можно опустить.
Вторая мысль, не дававшая мне покоя: напрашивающееся сравнение с автором из этой же литературной ниши — Владиславом Крапивиным. Сравнение, увы, не в пользу Константина Кирицэ, на этом, я пожалуй остановлюсь. Достаточно сказать, что если есть желание почитать доброй, светлой и умной подростковой приключенческой литературы — лучше к Крапивину.
Сама же книга, несмотря на всё вышесказанное, неплоха. Обаятельные ребятишки, умные, образованные, спортивные, самостоятельные авантюристы — просто образец для подражания — пускаются на поиски пропавшей девушки, попутно раскрывая тайны старой рукописи и затерянной в горах и веках крепости. Мальчишки и девчонки не без флера идеальности, играючи справляются с любой задачей, стоящей перед ними. Можно к этому отнестись критически, но стоит ли? Мне кажется, именно в этом и есть изюминка юношеской литературы — она перекликается с внутренним настроем подростка, с ощущением, что тебе все по плечу и все в твоих силах, стоит только захотеть и постараться, а уж жизнь тебе во всем поможет. Взрослея мы эту магическую защиту теряем, может потому и остаемся без выхоленных в мечтах пьедесталов? В общем, я за то, чтобы юношеская литература таких убеждений не развеивала, а наоборот, укрепляла их.
Всё же книга не увлекла на 100%, поэтому не ставлю высший балл. Но подростку бы такую с радостью подсунула и, думаю, не прогадала бы.

Ужасно обидно, что не получилось оценить книгу по достоинству. То ли не ко времени пришлась, то ли слишком большие ожидания были? Когда я читала предисловие, представляла «рыцарей с Черешневой улицы» кем-то вроде Сережи Каховского и компании, и уже заранее им симпатизировала… Каково же было мое разочарование в начале: эти «рыцари», маящиеся от безделья, готовы прямо-таки затравить незнакомую девочку, которая — о, ужас! — всего лишь подшутила над одним из них… Может быть, я просто слишком остро воспринимаю подростковые розыгрыши, а для детей это просто игра? Должно быть так. Но первое впечатление от чирешаров было скорее неприятным.
Ну а дальше начались собственно приключения: таинственный замок, разбойники, тайны, поиски, загадки… Вроде и неплохо. У меня почему-то продолжалась внутренняя параллель с Крапивиным: такие же честные ребята, смелые, готовые придти на помощь. Злодеи и противостояние им. Но у Крапивина повествование живет, дышит, проникает в тебя, как кислород! Несмотря на некоторую наивность, оторваться невозможно! А здесь… Приключения кажутся ходульными — вот так, раз-два, захотели, нашли; письмо попало в руки кому надо; тайник легко обнаружен, и т.д. От этого не проникаешься ситуацией, происходящее выглядит «понарошку», как разрисованные картинки, где легко заменить одну другой… И переживать за персонажей не получается.
Хотя вполне допускаю, что в детстве книга понравилась бы куда больше.